Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется «О Москве нескучно», где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)
Она была одной из самых больших гостиниц столицы практически у стен Кремля — «Москва». Зачем понадобилось строить такую большую гостиницу? Как она могла выглядеть, если бы утвердили другие проекты? И почему лучшая, по замыслу архитекторов, гостиница превратилась в долгострой? Обо всём этом вы узнаете сегодня.
Гостиничные проблемы
Уже к середине 1920-х годов стало понятно, что гостиниц в Москве не хватает. В столицу приезжало всё больше людей со всех концов страны. Однако гостиничный фонд в то время насчитывал около 6 тысяч мест. Причем старые отели, которые построили еще в 19 веке, не соответствовали требованиям комфорта. За исключением «Националя» и «Метрополя». Но они были достаточно дорогие.
Поэтому в Моссовете решили построить несколько новых гостиниц: у Киевского вокзала, на Арбате и на Охотном ряду. Образцовым и самым комфортабельным должен был стать отель прямо у кремлевских стен. Вообще на этом месте располагался рынок и довольно ветхие строения, в которых также находились торговые помещения. Строительство наметили на 1932 год. А в середине 1931-го объявили открытый конкурс.
Какой могла быть «Москва»
Сильно представительным конкурс не получился. Соревновались всего 6 работ. Госпроект представил сразу два варинта будущей гостиницы. Архитекторы Г.Б. Бархин и Н.Н. Юргенсон предложили 14-этажное здание вогнутой формы. С рестораном над главным входом и панорамными окнами в номерах. Несмотря на все достоинства проекта, комиссии не понравилось обилие острых углов.
Проект Г.Б. Бархина и Н.Н. Юргенсона.
Другие архитекторы предлагались строить несколько корпусов гостиниц с небольшими садами. Некоторые видели в качестве гостиницы небоскреб. Но все эти проекты имели серьезные недостатки: где-то получались слишком темные комнаты, где номера были в форме неудобных для будущих постояльцев геометрических фигур и др.
В итоге пришлось проводить закрытый конкурс. Его поручили Москпроекту. Всего было три работы. Правда в этот раз к созданию новой гостиницы присоединились известные архитекторы. Например, Щусев и Гинзбург. Вот так выглядели проекты.
Проект архитектора Б.Таута.
Проект А.А. Кеслера и И.З. Вайнштейна.
Несмотря на то, что в новых работах учли прошлые недостатки, оставалась главная проблема — «вписать» здание в существующий архитектурный ансамбль. С этой точки зрения Моспроекту больше всего понравилась идея двух молодых архитекторов — Савельева и Стапрана. Их, кстати, консультировал Щусев.
Проект Л.И. Савельева и О.А. Стапрана.
То же здание со стороны площади Свердлова.
Проект гостиницы предусматривал 800 номеров (их количество потом постоянно менялось, в итоге остановились на 1000). Площадь одноместных предполагалась 15 кв метров, двухместных — 24. Центральный корпус насчитывал 15 этажей, остальные — 10. В полукруглой части, выходившей на площадь Свердлова планировали разместить мюзик-холл на 2 тысячи зрителей. Но после начала строительства от этой идеи отказались. Внешне смотрелось не очень.
Строительство
Вообще внешнему виду здания уделяли настолько много внимания, что проектом «провозились» достаточно долго. Все время что-то меняли и переделывали. Финальная версия внешне довольно сильно отличалась от первоначальной. В итоге закончили проектирование лишь в марте 1934 года. Тогда основные монтажные работы уже приближались к концу.
Строительство гостиницы москвы метро белорусская«, 1932.
Ведь начали строительство ещё весной 1932 года. Так как ни Металлстрой, ни Мосстрой, по мнению властей, не работали так быстро, как это было нужно, придумали интересную штуку. Создали специальную организацию, подчиненную президиуму Моссовета. Она занималась исключительно строительством гостиницы «Москва».
Строительство гостиницы «Москва», 1933.
Однако всё равно работать намного быстрее не получалось. В 1935 году пришлось вмешиваться Хрущёву, который на тот момент занимал должность секретаря Московского комитета ВКП(б). В итоге, оставшиеся работы по отделке и оборудованию завершили всего за 5 месяцев.
К концу 1935 года строительство большей части корпусов первой очереди гостиницы завершили. В строй вошли 350 номеров. Ресторан и банкетный зал ещё продолжали доделывать.Первые жильцы заселились в гостиницу 20 декабря. Правда из-за того, что комплекс зданий всё-таки не был закончен полностью, то со стороны Охотного ряда смотрелся немного асимметрично. Как бы там ни было, работы после 1935 года еще продолжались. Но это, скорее, малоинтересные технические подробности.
А что внутри?
Самыми крупными помещениями были главный вестибюль и ресторан. Его главный зал занимал три этажа и имел площадь около 600 кв метров. Ресторан украшали колоннады, которые делили помещение на три части, искусственный мрамор и малахит. В кессонах банкетного зала изображались новые интересные сооружения Москвы