Набирающие в поисковике словосочетание «японская монета с дыркой» поразятся количеству выпавших ссылок на источники информации. Хуже всего путает то, что у одинаковых на вид монет совершенно разные названия. Бегло пробежимся по некоторым из древних монет, ходивших на территории современной Японии.
Японский сен
Когда японское государство именовалось не «Ниппон», а «Ямато», на его территории начали распространятся монеты, привозимые с сопредельных стран. Чаще всего, они оказывались из Китая. Это китайские цяни, прародителем которых выступали медные кольца. Монетки понравились местным князьям и превратились в законное платёжное средство. От китайского «цянь» и получили название первые японские монеты, которые стали именоваться «сен» («сена»). Началом отсчёта хождения собственных денег в Японии считают 708 год. Запомним, что сен – монета литая, период её выпуска простирается до 958 года. Можно наткнуться на упоминание производных от сена единиц – битасен и симасен. В переводе оба имени имеют негативный оттенок. Битасены – это «нехорошие сены», которые изготавливали те, кто имел умелые руки. По сути дела это копии китайских монет в ущерб обращению. Симасены – это «неправильные сены». Их отливали уже не кустари-одиночки для собственного обогащения, а города или княжества для создания собственной платёжной системы. Использовался любой металл, оказавшийся под рукой. Опытные торговцы видели, что монеты хотя и напоминают подлинные, но всё же какие-то не такие (отсюда и название). Однако в те времена металлом не разбрасывались, поэтому принимали всё: и подделки, и местные выпуски, и китайские монеты. Только по более низкому курсу. Ведь всегда оставался шанс вручить какому-то простаку или в темноте неправильную монету под видом настоящей. Причиной прекращения выпуска называют истощение медных рудников. Однако сену было суждено второе рождение, когда он стал разменной единицей Йены.
Японский мон
С виду эта монета похожа на сен, но появилась значительно позднее. Для изготовления, в основном, использовалась медь. Но там, где медь была в дефиците, в ход шли и другие металлы. Хождение её началось с периода Муромати в 1336 году, а закончилось не так уж давно – в 1870 году. Интересным фактом является судьба монет, вышедших из обращения. Все собранные монеты погрузили на корабли и отправили в Китай. Торговцы Гуанчжоу принимали их, так что исход операции был признан успешным. Быть может, этим примером вдохновился Шарль де Голль, когда отправил к берегам Америки корабль, гружённый долларами США для обмена на золото.
Японский каммон
Собственно, это не одна монета, а монеты, нанизанные в связку (для чего и делалось центральное отверстие). Курс тех времён составлял один каммон за 100 хики или за 1000 мон, из чего можно судить о количестве монет в связке. Но не всё так однозначно. Можно найти упоминание о принципе «Оптом дешевле». В период Эдо (1615-1868 годы) монеты, нанизанные на бечёвку, ценились больше россыпи. Курс обмена составлял сто одиночных монет за девяносто четыре монеты в связке.
Денежная система Токугава (Oban, Koban, Ichibuban)
Токугавой Иэясу в 1601 году была произведена унификация всей ходячки, действовавшей в Японии на то время. Дело было непростое, ведь каждый удельный князь выпускал собственные монеты. Металлы и вес в них весьма рознились. Начал Иэясу с выпуска золотых и серебряных монет.
Обан представлял собой самый крупный из существующих номиналов. Он имел вид овала, изготовленного из золота. Не является изобретением Иэясу, так впервые такие монеты появились ещё в 1588 году. Составляющими обана являлись десять рё или десять кобанов. Рё являлась весовой единицей (пятнадцать граммов), поэтому монетное воплощение досталось кобану.
Кобан тоже овальный и тоже золотой. Первоначальный паритет с рё он быстро утерял, так как выпуск от выпуска золота в нём становилось всё меньше. Порой доходило до смешного. Торговцы брали охотнее фальшивые кобаны прежних лет, чем официальные подлинные кобаны новых выпусков, потому что в фальшивках золота было больше.
«Вы будете получать двести пятьдесят коку риса в год, — сказал Кавабата, и на секунду зажмурился, что-то считая. — В ваших долларах это что-то вроде сорока тысяч». В строчках Виктора Пелевина отражена традиция расплачиваться именно весовой мерой. В момент прибытия в Японию португальцев, один кобан соответствовал трём коку риса. Иноземным торговцам в первую очередь предложили возможность расплатиться рисом, но тех рис не удивил, поэтому перешли на расчёты в кобанах. Так кобану суждено было превратиться в подобие «инвалютного рубля». Эта денежная единица до сих пор существует в фольклоре. Если услышите «нэко ни кобан» («червонец для кошки»), это равносильно сказанному «метать жемчуг перед свиньями».
Итибубан (или итибугин) является четвертью рё или четвертью изначального кобана. Могли чеканиться как из золота (4,5 грамма, где содержалось 85,6 % золота, разбавленного 14,2 % серебра), так и из серебра (8,66 грамма, где примесь золота составляла 0,21 %). От этого зависела их судьба. Золотые монеты принимали по номиналу, серебряные – только на вес. Два итибубана составляли нибубан (нибёгин). По сведениям Галины Навлицкой прообразами этих монет служили тёгин и мамэйтагин. Мамэйтагин делали в виде небольших цилиндров высотой в восемь-девять миллиметров и весом примерно в полтора грамма.
В то время появилось такое понятие, как «цуцуми кингин». В современном мире это соответствует термину «банковская упаковка». В японскую бумагу «васи» заворачивали определённую сумму денег. На свёрток ставилась печать ответственного лица. Считалось крайне неприличным вскрывать свёрток и пересчитывать монеты. Ответственное лицо гарантировало не только количество монет, но и отсутствие среди них фальшивок и нестандартных экземпляров.
Привычная современному миру Иена появилась лишь в 1869 году. Имя она получила от слова «круглый». Это уже была дань западному миру, монеты которого были именно такой формы. Но иенах мы расскажем как-нибудь в другой раз.