Разновидности монет Советского Союза по наличию и расположению узелков

Узелки, узелки, узелки… Порой кажется, что они являются основной темой коллекционеров, собирающих дореформенную погодовку СССР. Разумеется, если речь идёт о собирателях, которые в курсе этого понятия.

Что же такое «узелки»?

Если объяснять простыми словами, то это насечки на стеблях колосьев, которые окольцовывают реверс монеты вблизи канта. Такие колосья мы можем увидеть на медных монетах 1924-1925 годов, трёх номиналах из низкопробного серебра 1924-1931 годов и на всех бронзовых представителях погодовки с 1926 до 1957 года включительно. В некоторых местах стеблей три линии отрезают два узких, прижатых к друг другу фрагмента. Это и будет узелок. Взгляните на него под большим увеличением. Узелки могут быть хорошо прочеканенными (справа) и непрочеканенными (слева).

На первый взгляд кажется, что из года в год эти насечки располагаются на стеблях в раз и навсегда отведённых местах. Но это не так. Только-только вы решитесь погрузиться в тему, как вдруг обнаружите, что на реверсах монет одного года и номинала могут существовать стебли как с узелками, так и без узелков. Положив рядом две вроде бы одинаковые монеты, вы убедитесь, что эти парные насечки расположены вовсе не идентично относительно других элементов рисунка монетного поля.

Немного истории

Трудно поверить, что были такие времена, когда на узелки или их отсутствие никто не обращал внимания. Вспоминая проникновение понятия «узелки» в процесс идентификации монет по штемпелю реверса, известный пермский нумизмат Ярослав Адрианов отдаёт приоритет ввода этих элементов в каталогизации Сергею Фортинскому. Он первым обратил внимание, что есть монеты с узелками, а есть без них.

Этот факт заинтересовал Мошнягина и Дашевского, которые приблизительно подсчитали их количество. Но оба светила нумизматики не сочли это исследование чем-то таким, что подлежало бы публикации. А вот Дмитрий Андреев уже сделал фотоальбом, где они были детально представлены. Принцип «Лучше один раз увидеть» сработал и на этот раз. Можно сказать, тот фотоальбом — это начальная точка, за которой последовало их признание. Интересно было бы проследить этимологию слова «узелок». Почему его так назвали? Если это удастся выяснить, в одной из следующих статей мы вам об этом обязательно расскажем.

Читая статьи в сети, можно выяснить, что узлы вручную наносились гравером на маточники. Именно это и приводило к появлению различных вариантов расположения узлов на одном и том же номинале одного и того же года. Отчасти это объясняет и ту странность, когда тот или иной узелок отсутствует на стебле, ломая симметрию композиции. Сколько разновидностей получается, благодаря различному расположению узелков? Иногда они вообще не играют роли, когда реверс всего тиража идентичен. Но если заглянуть в каталог, то можно найти монеты, у которых десяток (а то и несколько десятков) разновидностей, образованных именно смещением узелков на реверсе и комбинацией с тем или иным аверсом. Для примера приведём 15 копеек 1925 года, которую мы уже разбирали на нашем сайте.

Узелки относительно коллекционирования

«Стоит ли собирать разновидности по узлам? — спрашивают новички. — Они вроде не очень ценятся«. Андрей Иванович Федорин определил этапы коллекционирования погодовки следующим образом. На первом этапе коллекционеру рекомендуется собрать погодовку по дате, закрыв максимум позиций (понятное дело, что не всякому коллекционеру доступна возможность сразу положить в альбом 2 копейки 1927 года). Андрей Иванович называет это собрание «Стартовая обзорная коллекция» и советует сразу приобретать для неё экземпляры отличного сохрана, чтобы не пребывать в процессе постоянного улучшения. На втором этапе коллекция должна включить в себя монеты-перепутки и наиболее значимые комбинации аверса и реверса. А когда коллекционер вступает в третий этап, перед ним открывается вселенная узелков, так как наибольшая часть разновидностей монет, на которых присутствуют узелки, образована именно ими. Так закроются не только годовые, но и каталожные позиции, сделав коллекцию весьма ценной в нумизматическом плане.

«Подскажите, пожалуйста, как правильно измерять узлы на мелких монетах? — следует очередная просьба. — Измерять простой линейкой трудновато и отнимает много времени«. Эксперты подсмеиваются и называют её «Лучший вопрос года«. Но коллекционеры, внимательные к деталям, всегда готовы дать дельный совет. «А измерять лучше всего ювелирной лупой, ведь она имеет предметное стекло со шкалой, — предлагает Ярослав Адрианов. — Можно микроскопом. Ещё можно циркулем-измерителем, но тут есть опасность поцарапать монету«.

Тем не менее, измерительный процесс затягивает не очень большое количество коллекционеров. Поэтому коллекции по узелкам — это удел немногочисленной когорты нумизматов. Попробуем научиться идентифицировать ту или иную разновидность, связанную с узелками. Возможно, именно вы тоже займёте место в ряду тех, кто добрался до третьего этапа создания коллекции по Федорину.

Определение разновидностей с использованием каталога

Учитывая, что определённое положение узелков на той или иной монете может повысить её цену в тысячи раз, вопрос идентификации всегда стоит остро. Начнём с каталога Андрея Ивановича Федорина «Монеты страны Советов. Тиражные монеты. 1921-1991 гг.». Издание содержит достаточно крупные изображения рисунка монетного поля. Федорин не скупится на подсказки. Обращайте внимание на стрелки и восклицательные знаки возле фрагментов, на которые стоит обратить пристальное внимание. Это поможет сопоставить вашу монету с каталожным образцом, не позволяя разуму, порой затуманенному стоимостью той или иной редкости, подогнать экземпляр, что в руках, к иллюстрации из каталога. Тут требуется опыт. Поэтому на начальном этапе процент неверной идентификации будет достаточно высоким.

Другой подход в своём каталоге использует Ярослав Адрианов. Свои изыскания он выстроил на методе А.Н. Барсукова, который предполагает измерение расстояний между узлами и поиск полученного значения в прилагаемых таблицах. Как самостоятельный процесс, метод Барсукова не снискал большого количества адептов. Поэтому заметим, что Адрианов развил собственные работы по идентификации за счёт использования опорных линий и выделения основных узлов, на которые необходимо обращать внимание при сравнении с исследуемой монетой.

Добавим, что существует ещё и метод А.Л. Рудзянского, иначе называемый «Геометрический метод». За точку опоры берётся верхний узелок, откуда через центры остальных узелков проводятся линии, образующие сетку. Сложность метода состоит в том, что на самой монете линии не прочертишь. В древние времена нумизматы, следующие этой методике, наверняка, использовали «протирку». Теперь же можно либо отсканировать монету, либо получить качественный снимок при макросъёмке. В любом случае предварительно требуется изображение исследуемого экземпляра.

Пугаться, увидев столь неясностей и непонятностей, не стоит. «Что касается вообще лёгкости определения — так узлы, например, любых монет 1935 года, определяются намного легче, чем «обычные» разновидности, к примеру, копеек 1974-75 годов«, — утверждает Ярослав Адрианов.

Определитель узелков Широкова

Снискавший славу многочисленными нумизматическими исследованиями Александр Иванович Широков (в сети — shiraliv) заслужил безмерную благодарность от новичков и коллекционеров со стажем уже одним «Определителем узелком». Это алгоритмический метод, основанный на последовательной идентификации характерных фрагментов монетного поля. В зависимости от варианта ответа («Да» или «Нет») идентификация идёт в том или ином направлении, всегда приводя нас к конкретной разновидности.

Метод не трудоёмкий (число этапов не превышает пяти). Но он подходит для экземпляров хорошей и отличной сохранности. Затёртость того или иного фрагмента монеты легко может отправить нас по неверному пути. Поэтому снова вспоминаем Федорина, рекомендовавшего сразу приобретать для коллекции монеты высокой степени сохрана. Заметим, что для таких экземпляров «Определитель узелков» значительно сокращает время, затраченного на идентифицированное той или иной разновидности.